ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

      

 

     

    

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

1 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева (1924–2001)

 

 

1 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева (1924–2001).

 

Его биография как будто вместила судьбу всей нашей страны. Он родился в семье крестьянина, рано лишился родителей, прошел через детский дом, сменил множество профессий. А потом в его жизнь вторглась война.

На фронте Астафьев под минометным огнем восстанавливал связь, соединяя обрывки кабеля и корректируя огонь наших стрелков. Он был одним из многих солдат, которые замерзали в окопах и с криком "Ура" шли в атаку.

Об этих страшных годах Виктор Петрович потом напишет свои важнейшие книги "Веселый солдат" и "Прокляты и убиты" - ту самую "окопную правду", которая показывает войну глазами простого солдата, который воюет за свою родную землю, за свою семью.

Название взято из одной из стихир сибирских старообрядцев, которая приводится в тексте произведения: «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». За две первые части романа автор был удостоен Государственной премии, а третья осталась неоконченной. Астафьев устал от гнетущих воспоминаний о войне и прекратил работу над произведением.

Также важное место в творчестве писателя занимали темы деревни и становления человека — его современника. В произведениях о мирной жизни Астафьев тоже подсвечивал ее неприглядные стороны, о которых не принято было говорить. Он писал о голоде 1933 года, о подростковой жестокости, криминализованности советского общества, наличия в нем обширного маргинального слоя, о неустоявшейся культуре городских «образованцев».

Автобиографическая повесть в рассказах «Последний поклон» стала настоящей исповедью поколения. Она посвящена истории духовного роста, формированию высоких моральных качеств и мужанию молодого человека на протяжении 1930—1990-х годов. Это главная и, как он сам говорил, «заветная» книга автора, которая писалась с 1957 по 1991 год и окончательно сложилась в трех книгах, состоящих из 32 самостоятельных рассказов. В них Астафьев рассуждает о природе русской души и сибирского характера, о нравственных проблемах своих ровесников.

В одном из лучших своих романов "Царь-рыба" Виктор Петрович проводит нас через всю историю освоения Сибири, и мы смотрим на нее через призму перипетий "маленького человека". Так писатель вступает в творческий диалог и с Гоголем, и с Некрасовым, и даже с Платоновым. А главное для Астафьева – предельная откровенность и честность по отношению к читателю.

Виктор Астафьев хорошо известен и зарубежному читателю. В 1964 г. в Праге вышла его первая зарубежная книга – сборник повестей «Стародуб». Его произведения переведены и изданы во многих странах мира: Голландии, Франции, Германии, Испании, Японии, Китае, Корее, Финляндии, Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и др. Более 100 книг русского писателя издано за рубежом – в 28 странах на 22 иностранных языках.

В разные годы в театрах России ставились его пьесы «Черемуха», «Прости меня», «Печальный детектив», «Не убий», опера «Верность» по повести «Пастух и пастушка», балет «Царь-рыба».
По сюжетам книг В.П. Астафьева снято много художественных фильмов, которые вошли в золотой фонд нашей страны. Среди них «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таежная повесть», «Ненаглядный мой», «Дважды рожденный».

О Викторе Астафьеве снято много документальных фильмов. Например, «Всему свой час. С Виктором Астафьевым по Енисею» (2001), «Нет мне ответа» (1989), «Встреча в концертной студии «Останкино» (ЦТ, 1979).
Умер Астафьев на семьдесят восьмом году жизни. В своем завещании он написал: «Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей…».