Деревня Хайдак
Деревня Хайдак расположена на территории Имбежского сельсовета Партизанского района и считается населенным пунктом сибирских сето. При переписях населения сето вынуждены были записывать себя эстонцами, так как их этнос не был внесен в список народов, проживающих на территории России. Поэтому и появилась национальность эстонцы-сето. Однако отнесение сето к эстонцам неправомерно. Между ними существуют значительные этнокультурные различия, главное из которых - религиозное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сето - православные.
До 1920 года Печорский район Псковской области и юго-восточные окраины Эстонии входили в состав Псковской губернии. На этой земле и на территории Псково-Печорского монастыря более 500 лет оседло проживал народ сето (сету) - небольшой финно-угорский народ. Историческая область его проживания носит название Сетомаа (сетумаа).
С 1893 по 1914 годы сето вместе с эстонцами мигрировали в Сибирь из-за отсутствия земель, необходимых для ведения хозяйства на их родине. Они ехали в Сибирь и осваивали ее земли. Приняв православие, сето молились с русскими в одних церквах, вместе отмечали церковные праздники. Однако это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Жили сето обособленно. Вели натуральное хозяйство: занимались земледелием и скотоводством. Крестьяне сето ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят. У них своя народная одежда, свои песни. Каждый год они выбирают короля-наместника для решения своих вопросов и проведения певческого праздника. Свой язык они хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе. В Эстонии язык сето считается частью эстонского диалекта. И с этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения". В России же сето были внесены в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. В список культурного наследия ЮНЕСКО в 2009 году была внесена и песенная традиция сето "леэло".
Своей письменности сето никогда не имели, но их язык никуда не уходил. Язык и традиции этот народ передает из поколения в поколение уже много веков.
Сето расселялись в Красноярском крае несколькими группами между реками Кан и Мана. В Хайдаке эстонцы-сето поселились на рубеже двух веков - в 1900 году. С этого времени в Перовской волости появился этот населенный пункт. В этом же году здесь был заложен первый камень в основание храма - Троицкой церкви. В 1915 году по данным церковных записей народность сето составляла 600 человек. По данным переписи 1926 года в Хайдаке, Булатновке и окрестных хуторах уже проживало около 2000 сето.
Сето любят устраивать праздники. И любят работать. В Хайдаке в свое время было лучшее отделение совхоза "Имбежский," управляющим которого долгие годы работал Иван Васильевич Ефимов, удостоенный высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени. Здесь работали знаменитые в районе доярки: Мария Сергеевна Петерсон, награжденная орденом Дружбы народов, и Мария Васильевна Осипова, награжденная орденом Трудовой Славы III и IIстепени. Славились трудовыми показателями Елена Павловна Земурбейс - доярка, Зинаида Михайловна Евсеева - молоканщица, Людмила Александровна Канарик - доярка, Надежда Николаевна Кауп - доярка, Василий Кондратьевич Кондратьев - тракторист, Лидия Максимовна Кондратьева - техник-осеменатор, Валентина Александровна Кондратьева - бригадир животноводства, Николай Александрович Корсаков - скотник, Мария Степановна Козлова - зоотехник, Николай Иванович Осипов - бригадир полеводства, Эдуард Карлович Отти - тракторист, Тамара Викторовна Осипова - доярка, Альберт Мартынович Петерсон - агроном, Сергей Альбертович Петерсон - электрик, Михаил Алексеевич Федоров - водитель и многие другие. Хочется отметить также Анну Ильиничну Кучеренко, которая много лет посвятила работе в сельском Доме культуры, будучи его заведующей, создавала фольклорную группу "Лиль" и руководила ею долгие годы.
В Хайдакской восьмилетней школе работали педагоги, которые снискали огромное уважение среди учащихся школы и их родителей: Мария Николаевна Белова, Капитолина Дмитриевна Ефимова, Мария Николаевна Ерофеева, Галина Арнольдовна Евсеева, Наталья Анатольевна Козлова, Лидия Кирилловна Ледо, Владимир Иванович и Мария Алексеевна Михайловы, Татьяна Николаевна Никитина, Наталья Федоровна Отти, Тамара Петровна Прошкина, Людмила Георгиевна Рууз, Надежда Гавриловна Тимофеева, Амалия Гансовна Ульянова, Зинаида Николаевна и Виктор Иосифович Шульские и другие.
В этой деревне и до настоящего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сето. Руководитель проекта "Сибирские сету" Галина Арнольдовна Евсеева и организаторы проекта после подготовительного этапа принялись за активную деятельность по его реализации.
Источники:
Григорьева, М. День сибирских сето / М. Григорьева. – Текст : непосредственный // Вместе с Вами : общественно-политическая газета Партизанского района. – 2021. – 15 июля, № 28. – С. 3.
Ткачева, Н. С юбилеем, Хайдак! / Н. Ткачева. – Текст : электронный // Вместе с Вами : общественно-политическая газета Партизанского района : [сайт]. – 2015. – 25 июня. – URL: https://gazeta-vmeste.ru/news/s-iubileem-khaidak (дата обращения: 18. 10. 2024).