ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

     

      

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

«Ее звали Энгэси» - к 130-летию со дня рождения этнографа и тунгусоведа Глафиры Василевич (1895-1971)

 

 

29 марта исполняется 130 лет со дня рождения выдающейся личности — Глафиры Макарьевны Василевич (1895-1971). Эта дата отмечается далеко за пределами одного региона: её чествуют по всему северу Сибири — в Эвенкии, Якутии, Бурятии, Иркутской и Амурской областях, Забайкальском и Хабаровском краях, на Сахалине. Везде, где живут российские эвенки, знают и помнят её имя.

 

Глафира Макарьевна Василевич — основательница тунгусоведения как отдельной научной дисциплины. Её вклад в изучение и сохранение культурного наследия эвенков невозможно переоценить.

 

 

Она родилась 15 марта 1895 года в Санкт-Петербурге в рабочей семье. После окончания гимназии и факультета этнографии Географического института работала учительницей географии и геологии. Ее судьба как ученого определилась первой экспедицией к тунгусам (эвенкам), которую она совершила после института. Основные научные интересы Глафиры Макарьевны касались лингвистики, этнографии и фольклора тунгусов, и эти исследования проводились во множестве экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку, включая Якутию.

 

С 1925 по 1969 годы Василевич организовала 11 экспедиций, результатом которых стали уникальные материалы по культуре, быту и языку эвенков. Среди важнейших достижений — создание первой эвенкийской азбуки в 1927 году, первого букваря (1928) и ряда учебников на эвенкийском языке. Глафира Макарьевна также активно участвовала в переводе классической русской литературы на эвенкийский язык и помогала начинающим авторам публиковаться.

 

Алитет Николаевич Немтушкин, известный писатель и общественный деятель, с глубоким уважением отзывался о Глафире Макарьевне Василевич, называя её "женщиной, которая подарила эвенкам письменность". Их знакомство началось ещё в 1926 году, когда молодая Василевич прибыла в одну из своих первых экспедиций на Нижнюю Тунгуску. Там она встретила бабушку будущего классика эвенкийской литературы, живущую в традиционной чуме. У этой бабушки Глафира Макарьевна не только остановилась, но и получила первые уроки эвенкийского языка от дяди Алитета Немтушкина Моисея. 

 

В 1940-е годы, когда Алитет Немтушкин был ещё ребёнком, Василевич неоднократно посещала Катангу и настоятельно рекомендовала юному таланту продолжить своё образование в Ленинграде. Впоследствии именно там Алитет учился, а Глафира Макарьевна стала его вузовской наставницей и первым редактором его ранних стихотворений и рассказов.

 

Отдел этнографии Сибири.

Источник: https://www.kunstkamera.ru/museums_structure/research_departments/department_of_siberia/

 

 

Когда в 1930 году в Ленинграде открылся Институт народов Севера, Глафира Макарьевна Василевич организовала там литературный кружок, из которого вышли первые эвенкийские писатели. Под её чутким руководством был издан первый сборник произведений молодых северян, а также десятки художественных и научно-популярных книг. Василевич лично переводила классические произведения Пушкина, Алексея Толстого, Ленина и Сталина на эвенкийский язык, делая великую литературу доступной для эвенков. Будущий руководитель Эвенкии Василий Николаевич Увачан, под её наставничеством, занимался переводом произведений Сталина.

 

Кроме того, Глафира Макарьевна активно переводила эвенкийский фольклор — сказки, легенды и предания — на русский язык, сохраняя и популяризируя богатое культурное наследие эвенков.

 

    

Источник: https://new.nlrs.ru/collections/1492

 

Глафира Макарьевна Василевич пользовалась огромным уважением среди коренных жителей Сибири. Местные жители восхищались её храбростью и знанием их языка, называли её "эвенком из Ленинграда". Старики вспоминали: “Красивая, смелая такая, шутница. Лучше эвенка по-нашему лопочет”.

 

Известный красноярский писатель и исследователь Севера Иван Иванович Суворов писал, что у эвенков Глафира Макарьевна получила прозвище "Энгэси", что означает "сильная". Согласно легенде, это имя она заслужила после героической схватки с медведем. Однажды, отстав от своего проводника, она решила переправиться через таежную реку. Внезапно на неё напал медведь, но Глафира Макарьевна не растерялась и метким выстрелом уложила зверя. Другая захватывающая история о Глафире Василевич повествует о том, как однажды она отправилась в одиночку на лодке по реке Олекме к стойбищу эвенков. На середине пути ей повстречался медведь, переплывающий реку. Не растерявшись, Глафира Макарьевна громко закричала ему на эвенкийском языке: «Я поперек твоей дороги не переходила, и ты сделай то же самое!» Услышав её голос, медведь развернулся и, не оглянувшись, спокойно удалился, уступив дорогу отважной исследовательнице.

 

Глафира Василевич в экспедиции. Источник:  https://kmns.ru/blog/2020/04/07/6607

 

 

Глафира Макарьевна Василевич была удивительно выносливым человеком. Она умела жить в суровых условиях тайги, часто проводя месяцы вдали от цивилизации. Она свободно перемещалась на оленях, преодолевая сотни километров, ночевала в чумах, палатках или прямо у костра. Несмотря на отсутствие опыта, до 28 лет никогда не бывавшая в Сибири, она быстро освоилась и стала настоящим мастером выживания в дикой природе. Василевич легко управлялась с традиционным оружием и средствами передвижения, такими как долблёная лодка, карабин и охотничий нож. Глафира Макарьевна, несмотря на все трудности и лишения, смело шла навстречу трудностям ради науки.

 

Глафира Василевич в экспедиции. Источник: https://kmns.ru/blog/2020/04/07/6607

 

 

Во время Великой Отечественной войны Василевич начала работать в Институте этнографии, продолжая свою научную деятельность вплоть до 1971 года. Однако в 1952 году она подверглась репрессиям, но была реабилитирована спустя три года. Но по реабилитирующим обстоятельствам она все равно считалась судимой (реабилитировали её только в 1993 году посмертно). Эти события наложили отпечаток на её научную карьеру. После освобождения из заключения её статус в академическом сообществе значительно снизился. Если раньше она считалась ведущим специалистом в этнографии и языкознании, то после возвращения её официально признали лишь рядовым исследователем. Признание заслуг учёного в то время определялось наличием публикаций в Большой советской энциклопедии или специализированных справочниках, но её имя там так и не появилось. Однако Глафира Макарьевна не сдавалась, и последующие годы ее работы отмечены новыми масштабными исследованиями по языку, этнографии и фольклору эвенков.

 

Источник: https://new.nlrs.ru/collections/1492

 

 

Учебники Глафиры Макарьевны Василевич стали основой образовательного процесса для маленьких эвенков в национальных школах. Благодаря её трудам дети учились читать и писать, осваивали арифметику, географию и биологию. Хотя сама Василевич не была профессиональным педагогом, её методические рекомендации использовались первыми эвенкийскими учителями, обеспечивающими качественное образование на родном языке.

С 1920 года Глафира Макарьевна Василевич выпустила более 50 книг, среди которых были первые учебники для эвенкийских школьников и методические пособия для учителей. Она также написала множество статей по этнографии и сделала первые переводы русской общественной, политической и художественной литературы на эвенкийский язык.

 

За свою жизнь Глафира Макарьевна написала свыше 200 научных трудов. Она стала основоположником школы советского тунгусоведения. В своем завещании передала личную библиотеку, состоящую из 1537 книг и периодических изданий, Якутской республиканской научной библиотеке им. А.С. Пушкина.

 

Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.)

Источник: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_03/vasilevich_evenki

 

 

Главный труд жизни Глафиры Макарьевны Василевич, монография "Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII—XX вв.)", увидел свет лишь в 1969 году, пролежав в редакции почти семь лет. К сожалению, книга вышла в искажённом виде: историческая часть была сильно переработана, а раздел о современном положении эвенков вовсе исключён. Несмотря на это, работа вызвала широкий резонанс в научной среде, вызвав как восторженные отзывы, так и критику. Известный этнограф Борис Осипович Долгих, прошедший через те же репрессии, указал на недостатки в искажённой части монографии. Однако оригинал труда до сих пор остаётся неопубликованным, как и многие другие работы Василевич, включая материалы по Красноярскому краю.

 

Глафира Макарьевна умерла в 1971 году после тяжёлой болезни. Однако её память живёт и почитается как среди коренных народов Сибири, так и в кругу учёных-североведов. Глафира Макарьевна Василевич была выдающейся учёной и сильным духом человеком, сумевшим преодолеть все трудности и оставить значительный след в науке и культуре. Её именем названа эвенкийская школа-интернат в Якутии, есть в Якутии и государственная премия имени Г.М. Василевич “за вклад в сохранение и развитие эвенкийского языка и духовной культуры коренных малочисленных народов Севера”, проходят выставки и конференции в библиотеках, музеях и университетах. 

 

 

 

 

Источники: 

 

https://gornovosti.ru/news/41294/

https://www.kunstkamera.ru/museums_structure/research_departments/department_of_siberia/

https://new.nlrs.ru/collections/1492

https://kmns.ru/blog/2020/04/07/6607/

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1743232062&tld=ru&lang=ru&name=10-46.pdf&text=%5Cглафира%20василевич&url=https%3A%2F%2Fihst.ru%2Fprojects%2Fsohist%2Fbooks%2Fethnography%2F2%2F10-46.pdf&lr=101004&mime=pdf&l10n=ru&sign=4e6a27271643591a4dc1aed19f8c2849&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1743232062%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D10-46.pdf%26text%3D%255C%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25B0%2B%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fihst.ru%2Fprojects%2Fsohist%2Fbooks%2Fethnography%2F2%2F10-46.pdf%26lr%3D101004%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D4e6a27271643591a4dc1aed19f8c2849%26keyno%3D0%26nosw%3D1

https://collection.kunstkamera.ru/entity/PERSON/3532261

https://bigenc.ru/c/vasilevich-glafira-makar-evna-e9cd2b