ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

      

 

     

    

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

«Поэт задушевного чувства» - к 205-летию со дня рождения поэта Якова Полонского (1819–1898)

 

 

 

18 декабря отмечается 205-летие со дня рождения поэта и публициста Якова Петровича Полонского (18 декабря 1819 – 18 октября 1898). К сожалению, его имя сейчас упоминается редко, однако, читая его стихи, становится ясно, что они по-прежнему близки нашему времени благодаря глубокому проникновению в тайны русской души.

 

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

 

Песнь «Цыганки».

 

В лирике Якова Петровича Полонского воплотились все лучшие качества и особенности поэзии XIX века: целостность и глубина содержания, свобода и изысканность стиля, благородство и великодушие, ясность и простота, а также стремление к идеалам как внутренним, так и внешним.

 

 

Творческий путь

 

 

 

Яков Полонский родился 18 декабря 1819 года в небогатой дворянской семье в Рязани. После окончания Рязанской гимназии, в 1840 году в журнале «Отечественные записки» было напечатано его стихотворение под названием «Священный благовест торжественно звучит...». Впоследствии он публиковался в журналах «Москвитянин» и студенческом альманахе «Подземные ключи». В 1844 году вышел его первый поэтический сборник под названием «Гаммы», включавший в себя стихи, написанные в жанре бытового романса, такие как «Встреча», «Зимний путь» и другие.

 

Поэзия Якова Полонского оказалась созвучной своему времени и продолжает звучать актуально сегодня благодаря своей спокойной, "незлобивой" теплоте, свободной от политических мотивов. Она выполняет благородную задачу служения – русскому народу, России и русской культуре.

 

Век девятнадцатый - мятежный, строгий век -

Идёт и говорит: «Бедняжка человек!

О чём задумался? бери перо, пиши:

В твореньях нет творца, в природе нет души.

Твоя вселенная - броженье сил живых,

Но бессознательных, - творящих, но слепых,

Нет цели в вечности; жизнь льётся, как поток.

И, на её волнах мелькнувший пузырёк,

Ты лопнешь, падая в пространство без небес, -

Туда ж, куда упал и раб твой, и Зевес,

И червь, и твой кумир; фантазию твою

Я разбиваю в прах… покорствуй, я велю!»

Он пишет - век идёт; он кончил - век проходит.

Сомненья вновь кипят, ум снова колобродит, -

И снова слушает бедняжка-человек,

Что будет диктовать ему грядущий век…

 

«Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости», - писал о нем И. С. Тургенев.

 

С 1946 по 1951 год Полонский работал на Кавказе в канцелярии наместника Грузии графа М. С. Воронцова. В этот период он создал серию стихотворений, центральным персонажем которых является лирический герой-поэт («Грузинка», «Горная дорога в Грузии», «Имеретин», «Грузинская ночь» и другие). Прощание с Кавказом отражено в цикле «На пути из-за Кавказа». Одно из наиболее трогательных произведений того времени, стихотворение «Ночь» (1850), вдохновило П. И. Чайковского на создание музыки. В сборнике стихов Я. Полонского «Вечерний звон» (1890) преобладают мотивы смерти и быстротечности человеческого счастья, а также развиваются ранее встречавшиеся у него образы ночных видений и снов.

 

Живопись Я. Полонского. Город Тифлис.

 

Во время пребывания в Тифлисе (ныне Тбилиси) Яков Полонский заинтересовался живописью. Склонность к этому искусству была отмечена у него еще в годы учебы в рязанской гимназии. Однако именно природа Кавказа и местные пейзажи оказали сильное влияние на Полонского, побуждая его активно заниматься рисованием, и это увлечение сопровождало его до конца жизни.

 

Благодаря Я. П. Полонскому мы знаем практически каждый уголок имения Ивана Сергеевича Тургенева. В Спасском-Лутовинове Яков Полонский, его жена, дети и Иван Тургенев провели лето 1881 года. н рисовал усадебный сад и пруд, мальчишек у костра, как в «Бежином луге», Спасскую церковь и школу, построенную Тургеневым для крестьянских детей. На одном из полотен Полонский изобразил самого хозяина усадьбы, сидящего в кресле, закинув ногу на ногу. Это последний портрет Тургенева на родине. В этот год он уехал из России и уже не возвращался из-за тяжёлой болезни – Тургенев умер во Франции в 1883 году. Полонский дал Тургеневу семь своих пейзажей. После смерти писателя все картины вернулись к Полонскому.

 

Живопись Я. Полонского. Пушкинский дом

 

Портрет Тургенева

 

Яков Полонский умер в 1898 году. Уже в начале ХХ века вдова Полонского Жозефина Антоновна передала живопись и рисунки мужа в Пушкинский дом, где собирают и хранят документы, письма, фотографии и другие вещи.