ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

      

 

     

    

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

«Трасса мужества»

Железная дорога на участке

Абакан — Тайшет носит название

«Трасса мужества»

Они были первыми

 

 

 Александр Кошурников, Константин Стофато, Алексей Журавлев

 

         «Трассой мужества» называется железная дорога на участке Абакан — Тайшет. Она проходит по территории Красноярского края, захватывая Хакасию и Иркутскую область. Этот сложнейший участок прокладывался в 1958–1965 годах, стройка была объявлена ударной комсомольской, сюда съезжались молодые люди со всего Советского Союза. «Трасса мужества» является продолжением железной дороги Новокузнецк — Абакан, построенной в 1949–1950 годах.

         Идея строительства железной дороги через Саяны появилась еще в XIX в., но эксперты того времени признали проект невозможным по причине чрезвычайной сложности характера местности. Проектирование магистрали началось в 1930-х гг. Трасса должна была обеспечить доставку транзитных грузов из районов Средней Азии, Казахстана, Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток страны. Большое значение имела и оборонная составляющая этой железной дороги, по ней можно было срочно доставить военные грузы на Дальний Восток.

          Шел суровый 1942 год. В это сложное время у страны возникла необходимость найти самую выгодную трассу железнодорожной ветки линии Абакан-Тайшет через Салаирский кряж и наметить выход Южно-Сибирской магистрали на главную Сибирскую дорогу.

          Исследовать Саяны 5 октября 1942 г. отправилась экспедиция изыскателей, во главе которой был опытный инженер Александр Кошурников, ему помогали техник Константин Стофато и инженер Алексей Журавлев. Экспедиция Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" из трех человек под руководством Александра Кошурникова направилась на обследование долины реки Казыр и горного перевала. Многих усилий стоило в то время снарядить подобную экспедицию. На строгом учете был каждый килограмм крупы и каждая буханка хлеба. 

          Военное время и близость района изысканий к границе прибавляло хлопот, экспедиции запретили пользование рацией. Ситуация осложнялась еще и тем, что карты, которые хоть как-то могли помочь в работе, были сняты еще в 1909 году. отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верхняя Гутара, за неделю достиг Казыра и двинулся вниз по реке на плоту. Работать приходилось при несовершенном техническом оснащении и экстремальных погодных условиях, зима в тот год наступила раньше обычного. Когда река начала замерзать, им много раз пришлось бросать плот и проходить замерзшие участки берегом, а затем снова строить новый плот, чтобы плыть дальше. Так отряд прошел по реке 180 километров и миновал все наиболее опасные места. До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра, но силы участников экспедиции падали, изможденные и вымотанные, они все же продолжали выполнять свой долг. 2 ноября случилась трагедия, их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз.

          Поиски экспедиции начались, когда она не вышла в условленный срок к предгорьям Саяна. Все то время, что продолжались поиски, в сердцах родных и друзей не угасала надежда на то, что они живы. Во время проведения поисково-спасательной операции удалось обнаружить три мешка с вещами и продуктами. Что могло произойти с пропавшей группой отважных изыскателей? Ответ на этот вопрос удалось получить лишь летом 1943 года, когда был найден труп Александра Кошурникова и его дневник.

           Руководитель изыскательской партии Александр Кошурников в своем дневнике подробно описывал долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года: "3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну".

           Кошурников уже понимал, что погибает, но до последней минуты оставался верен своему долгу. Эти строки из дневника Кошурникова можно прочесть на могиле Александра Михайловича. Он похоронен на высоком берегу Казыра возле заимки Нижне-Казырская. Для двух спутников Кошурникова, Константина Стофато и Алексея Журавлева, могилой стал холодный и глубокий Казыр.

           Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" были посмертно награждены: Александр Михайлович Кошурников - орденом Ленина, Константин Аристидович Стофато и Алексей Диомидович Журавлев - орденами Трудового Красного Знамени.

           Сейчас именами этих отважных людей названы станции магистрали Абакан-Тайшет (сейчас ее называют трассой мужества) и улицы в поселках и селах. В Кошурниковской средней школе N22 открыт небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги.

 

Продолжение следует