«Жизнь Бориса Стругацкого» - выставка-портрет к 90-летию со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого
Борис Стругацкий - известный советский и российский писатель-фантаст. Работал в соавторстве со своим родным братом Аркадием. Их произведения стали классикой советской социальной и научной фантастики. Лучшие из них до сих пор читают и экранизируют. 15 апреля этого года исполняется 90 лет со дня рождения.
БИОГРАФИЯ
Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в городе Санкт-Петербург. После окончания Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина по специальности «звездный астроном» в 1954 году несколько лет работал в Пулковской обсерватории.
Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий создал в соавторстве со своим братом Аркадием. Оба начали писать еще в школьные годы. В 1958 году вышли первые опубликованные произведения братьев «Извне» и «Спонтанный рефлекс», а через год увидела свет их дебютная книга «Страна Багровых Туч». Широкая известность пришла к Стругацким после публикации их первых научно - фантастических рассказов «Шесть спичек», «Испытание «СКИБР»», «Частные предположения».
С середины 1960-х годов Борис Натанович становится профессиональным писателем. Но Стругацкие пишут не просто фантастику, их произведения не укладываются в рамки традиционных жанров. Юмористическая повесть «Понедельник начинается в субботу» продолжена «Сказкой о Тройке», в которой авторы высмеивают бюрократический казарменный социализм.
Результаты цензуры не замедлили сказаться, многие произведения Стругацких не были допущены до публикации или сильно урезались. Зато их все больше издавали за рубежом. Многие произведения Стругацких стали классикой отечественной и мировой научной фантастики. Среди них «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике».
В связи с «горбачевской оттепелью» положение изменилось, и в конце 1980-х годов тиражи книг Стругацких в СССР побили все рекорды: вышли не изданные ранее «Град обреченный», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», и новые «Волны гасят ветер», «Хромая судьба».
Помимо сочинения произведений братья, печатаясь под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин, занимались переводом с английского фантастики А. Нортона, Х. Клемента, Д. Уиндэма и других известных писателей.
Также Стругацкие являются авторами ряда киносценариев, по которым снято более десяти художественных фильмов. Последним совместным произведением братьев стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах».
Борис, создавший в соавторстве с Аркадием несколько десятков произведений, после кончины брата в 1991 году, опубликовал два самостоятельных романа под псевдонимом С. Витицкий: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего», а также подготовил «Комментарии к пройденному» для полного собрания сочинений Стругацких, где описал историю создания их с братом произведений, ряд из которых оказались экранизированы.
Борис Стругацкий являлся бессменным руководителем Санкт-Петербурга семинара молодых писателей-фантастов. Являлся членом Союза писателей СССР, учредителем премии «Бронзовая улитка», главным редактором журнала фантастики «Полдень, XXI век», лауреатом и членом жюри многих российских и международных литературных премий.
Борис Натанович также известен как страстный филателист, а его любимым занятием являлось «посиделки с компьютером». Осенью 2012 года состояние здоровья писателя ухудшилось.
Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Федеральном Центре сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова в Петербурге. В соответствии с завещанием, его тело кремировали и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги развеян над Пулковскими высотами.
ТВОРЧЕСТВО
Наиболее известными произведениями Бориса Стругацкого, написанными в соавторстве с его братом, Аркадием Стругацким, считаются:
«Пикник на обочине»
«Град обреченный»
«Трудно быть богом»
«Обитаемый остров»
«Жук в муравейнике»
«Малыш»
«Страна Багровых туч»
«За миллиард лет до конца света»
«Понедельник начинается в субботу»
Говоря о творчестве Бориса Стругацкого, очень сложно отделить его личный вклад от его старшего брата Аркадия Стругацкого – подавляющее большинство произведений было написано ими совместно. За всю жизнь они с братом детально прописали свой сценарий развития человечества на 4 века вперёд. Их вселенная предполагала множество разумных цивилизаций, представители которой были мало отличались от людей, но находились на той или иной стадии своего развития, в чём-то схожей, а в ином расхожей с человеческой. Долгое время братья Стругацкие были большими фанатами прогресса – космос покоряли учёные, смельчаки, исследователи и авантюристы. Добрые, в чём-то наивные, они верили в идеалы советского общества и несли их с собой на другие планеты. Однако в то же время в романах Стругацких было обнажено много человеческих проблем, настоящего и прошлого, не ушедших в светлом будущем. Именно судьбам и душам людей уделяли основное внимание в своём творчестве, представляя фантастику как декорацию или катализирующие элементы. В более позднем творчестве Аркадия Натановича и Бориса Натановича интересовала родная планета и родной век, однако не лишённый сладких и горьких плодов прогресса. Многие их произведения можно назвать антиутопиями – историями, как обществу жить не надо. В этом они видели роль фантастики – подготовить людей к новым условиям жизни, предостеречь от возможных ошибок.
Книга «Далекая Радуга» повествует о планете, выбранной людьми для проведения научных экспериментов. В ходе одного из таких экспериментов начинается глобальный катаклизм. У людей остается мало времени и шансов, чтобы спастись. Каждый в этой ситуации проявляет свою истинную суть: кто-то спасает детей, кто-то спасет себя, кто-то жертвует собой. В этой повести воплотился страх братьев Стругацких перед возможной катастрофой атомной войны. Эта книга – крик, предостерегающий людей от разрушительных действий.
«Беспокойство», позже переработанная в «Улитка на склоне» – совсем небольшая повесть. Она рассказывает о человеческой научной базе на дикой планете Пандора (да-да, как в «Аватаре»). Главный герой терпит катастрофу и попадает в дикое племя, пытается восстановить силы и разыскать людей. В повести воплотилась одна из уникальных черт – 80% повести читатель совершенно не понимает, что происходит в книге. Но оставшиеся 20% разъясняют ему абсолютно всю задумку авторов, оставляя неимоверное множество мыслей по поводу прочитанного.
«Жук в муравейнике» – вторая часть трилогии о Максиме Каммерере (первая «Обитаемый остров», третья «Волны гасят ветер»). В ней авторы отдали должное одному из своих любимых жанров – детективу. Рассказчик подобно Пуаро или Холмсу вынужден распутывать загадку, но не в реальном мире, а в пространстве космоса и иных цивилизаций. Несмотря на такой сюжет роман мэтров советской фантастики полон вопросов морали, выбора и человечности.
«Отягощенные злом» – одно из значимых произведений братьев Стругацкий, принадлежащее к позднему периоду их творчества. Вдохновленные «Мастером и Маргаритой» М.Булгакова, они использовали ту же концепцию повествования: несколько параллельных историй со своими персонажами и проблемами пересекаются друг с другом, образуя единую историю. В одной из них главный герой Демиург, подобно Воланду – мистическое создание, способное создавать миры. Основная задача его и его помощников – создать утопический мир. Но в ходе сюжета ни один из предложенных вариантов не приводит к созданию идеального общества.
Другой сюжет повествует о жизни библейского персонажа, обреченного на вечную жизнь и скитание по земле.
Третья часть – возможное будущее со своими проблемами и новым подрастающим поколением.
В книге очень хорошая система интриг. Сами по себе они кажутся простыми. Но благодаря мастерству писателей они в общей сложности ошеломляют читателя.
Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.