«Звездными тропами Циолковского»
2022 года исполняется 165 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского – основоположника отечественной космонавтики, изобретателя, мыслителя, учёного-самоучки.
Современники называли российского и советского ученого, занимавшегося разработками в области космоса, Константина Эдуардовича Циолковского чудаком, а сам он говорил о себе как о «гражданине Вселенной» и всю жизнь мечтал о покорении неба.
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. В десять лет мальчик тяжело заболел скарлатиной. Осложнением болезни стала большая потеря слуха. Учителя в гимназии, где учился Константин, не хотели войти в положение особенного ученика, и мальчика исключили за неуспеваемость. Но на помощь Циолковскому пришли книги. По ним он смог изучить все, что его интересовало.
Заметив интерес сына к техническим наукам, отец отправил его в Москву. Он думал, что Константин поступит в ремесленное училище, однако тугоухость не дала ему сделать это. В столице будущий ученый экономил на всем, чтобы тратить больше денег на книги и необходимые детали для изобретений. Несмотря на неоконченное образование, Константин Циолковский создал многое из того, что сейчас кажется обыденным.
Основной темой исследований Циолковского стало покорение неба. Одним из первых его изобретений в этой области стал проект дирижабля с тонкой металлической оболочкой и гофрированными боковинами.
Современники называли российского и советского ученого, занимавшегося разработками в области космоса, Константина Эдуардовича Циолковского чудаком, а сам он говорил о себе как о «гражданине Вселенной» и всю жизнь мечтал о покорении неба.
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. В десять лет мальчик тяжело заболел скарлатиной. Осложнением болезни стала большая потеря слуха. Учителя в гимназии, где учился Константин, не хотели войти в положение особенного ученика, и мальчика исключили за неуспеваемость. Но на помощь Циолковскому пришли книги. По ним он смог изучить все, что его интересовало.
Заметив интерес сына к техническим наукам, отец отправил его в Москву. Он думал, что Константин поступит в ремесленное училище, однако тугоухость не дала ему сделать это. В столице будущий ученый экономил на всем, чтобы тратить больше денег на книги и необходимые детали для изобретений. Несмотря на неоконченное образование, Константин Циолковский создал многое из того, что сейчас кажется обыденным.
Основной темой исследований Циолковского стало покорение неба. Одним из первых его изобретений в этой области стал проект дирижабля с тонкой металлической оболочкой и гофрированными боковинами.
В отличие от других аэростатов того времени, этот аппарат должен был быть фантастических размеров. Его объем, рассчитанный Циолковским, составлял 500 тысяч кубических метров, что в разы превышало разработки других ученых. Наполнять полость дирижабля ученый планировал не водородом, как было принято в то время, а нагретым воздухом, что существенно сэкономило бы затраты на создание конструкции.
За помощью в реализации проекта Циолковский обратился в Генеральный штаб русской армии, но там ему отказали в средствах. Только в 1931-м, за несколько лет до смерти гениального ученого, советские конструкторы решили построить «дирижабль Циолковского», но выполнить задачу не смогли из-за низкого технического уровня предприятия. Позднее физики выяснили, что создать действующий аэростат по схемам ученого вполне реально.
Прообраз самолета
За помощью в реализации проекта Циолковский обратился в Генеральный штаб русской армии, но там ему отказали в средствах. Только в 1931-м, за несколько лет до смерти гениального ученого, советские конструкторы решили построить «дирижабль Циолковского», но выполнить задачу не смогли из-за низкого технического уровня предприятия. Позднее физики выяснили, что создать действующий аэростат по схемам ученого вполне реально.
Прообраз самолета
Циолковский не сдавался и создавал проекты все новых летательных аппаратов. Следующей его разработкой стал моноплан, предшественник самолета. Мысль Циолковского опередила появление летательного аппарата братьев Райт. Первые американские авиаконструкторы продемонстрировали свое изобретение только в 1903-м, а русский ученый описал его почти за десять лет до этого — в 1894-м.
В статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Константин Циолковский впервые дал подробные описания, расчеты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также заявил о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа. Но российская наука не приняла разработку всерьез. Задумываться о создании отечественной авиации стали только перед Первой мировой войной, но и тогда конструкторы пользовались зарубежными разработками.
Аэротруба и поезд на воздушной подушке
В статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина» Константин Циолковский впервые дал подробные описания, расчеты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом, а также заявил о необходимости улучшения обтекаемости фюзеляжа. Но российская наука не приняла разработку всерьез. Задумываться о создании отечественной авиации стали только перед Первой мировой войной, но и тогда конструкторы пользовались зарубежными разработками.
Аэротруба и поезд на воздушной подушке
Гений Циолковского придумывал и другие способы оттолкнуть человека и привычные для него вещи от земли. Так, в своей лаборатории он создал первую аэродинамическую трубу. Эта конструкция была предназначена для демонстрации воздействия среды на движущиеся в ней объекты. По авторской схеме ученого в 1902-м аэродинамическая труба появилась в механическом кабинете Московского университета.
В 1927-м русский ученый пошел еще дальше и описал поезд, способный двигаться на воздушной подушке. Согласно расчетам Константина Циолковского, трение можно уничтожить избытком воздуха, находящимся между полом вагона поезда и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Для получения такого результата корпус поезда должен быть обтекаемым, напоминать «форму птицы или рыбы».
Своей разработкой Циолковский предугадал, как будут выглядеть в будущем сверхскоростные поезда. Конструкции, описанные гением, в наше время вполне реальны. Поезда, парящие над рельсами, можно увидеть в Японии, Китае и Южной Корее, только там составы удерживает не воздух, а магнитная подушка.
Ракеты и лифт в космос
Главным изобретением великого ученого стали многоступенчатые ракеты. Циолковский первым почти за четверть века до появления подобных конструкций в СССР предположил, что, благодаря такому принципу, к моменту отсоединения последней ступени аппарат наберет достаточную скорость для выхода в космос.
Самым удивительным способом доставки человека на орбиту, придуманным русским ученым, стал проект космического лифта. Циолковский разработал его в 1895-м. По задумке ученого, это должна была быть башня в 35 тысяч километров с верхушкой, движущейся со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость окрестили второй космической, ее придают аппаратам, совершающим межпланетные полеты.
Циолковский на Луне
Ученый считал, что человек рано или поздно выйдет за пределы Земли. Свои взгляды Циолковский описывал в литературных научно-фантастических трудах. Так, в 1887-м он опубликовал повесть «На Луне», где «увидел» рельеф спутника Земли, а также описал вид Солнца и Земли с поверхности космического объекта, которые соответствуют сегодняшним данным.Чтобы привлечь внимание общества, особенно молодых людей, к интересовавшим его проблемам, скромный калужский учитель кроме повести «На Луне», написал и другие фантастические повести – «Вне Земли», «Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения». В наши дни фантастика Циолковского может показаться наивной, но она сделала свое дело – ведь среди читателей его книг были такие люди, как Сергей Павлович Королев, будущий создатель ракет, которые вывели в космос первые искусственные спутники земли, и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.
В память об отце космонавтики именем Константина Циолковского назван кратер на обратной стороне Луны.
В 1927-м русский ученый пошел еще дальше и описал поезд, способный двигаться на воздушной подушке. Согласно расчетам Константина Циолковского, трение можно уничтожить избытком воздуха, находящимся между полом вагона поезда и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Для получения такого результата корпус поезда должен быть обтекаемым, напоминать «форму птицы или рыбы».
Своей разработкой Циолковский предугадал, как будут выглядеть в будущем сверхскоростные поезда. Конструкции, описанные гением, в наше время вполне реальны. Поезда, парящие над рельсами, можно увидеть в Японии, Китае и Южной Корее, только там составы удерживает не воздух, а магнитная подушка.
Ракеты и лифт в космос
Главным изобретением великого ученого стали многоступенчатые ракеты. Циолковский первым почти за четверть века до появления подобных конструкций в СССР предположил, что, благодаря такому принципу, к моменту отсоединения последней ступени аппарат наберет достаточную скорость для выхода в космос.
Самым удивительным способом доставки человека на орбиту, придуманным русским ученым, стал проект космического лифта. Циолковский разработал его в 1895-м. По задумке ученого, это должна была быть башня в 35 тысяч километров с верхушкой, движущейся со скоростью 11 километров в секунду. Позже такую скорость окрестили второй космической, ее придают аппаратам, совершающим межпланетные полеты.
Циолковский на Луне
Ученый считал, что человек рано или поздно выйдет за пределы Земли. Свои взгляды Циолковский описывал в литературных научно-фантастических трудах. Так, в 1887-м он опубликовал повесть «На Луне», где «увидел» рельеф спутника Земли, а также описал вид Солнца и Земли с поверхности космического объекта, которые соответствуют сегодняшним данным.Чтобы привлечь внимание общества, особенно молодых людей, к интересовавшим его проблемам, скромный калужский учитель кроме повести «На Луне», написал и другие фантастические повести – «Вне Земли», «Грезы о земле и небе и эффекты всемирного тяготения». В наши дни фантастика Циолковского может показаться наивной, но она сделала свое дело – ведь среди читателей его книг были такие люди, как Сергей Павлович Королев, будущий создатель ракет, которые вывели в космос первые искусственные спутники земли, и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.
В память об отце космонавтики именем Константина Циолковского назван кратер на обратной стороне Луны.
Фантастические произведения К. Э Циолковского