«Памяти Александра Галича» - виртуальная выставка к 105-летию со дня рождения Александра Галича
Александр Гинзбург писал многие произведения под псевдонимом Галич. Фильмы по его сценариям «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья» пользовались большой популярностью у советских зрителей. Несмотря на успех некоторых произведений, многие работы Галича были под запретом. Свое недовольство властью писатель начал выражать в авторских песнях — театральных, красочных, с яркими образами.
Драматургия
Пьесы Александра Галича – смелая попытка талантливого драматурга противостоять ограниченности творческого пространства того времени, душащей идеологии и цензуре.
Улица мальчиков (1939 г.)
Первый драматургический опыт Галича. Детская пьеса-сказка фактически полностью написана в 1939 году совместно с Исаем Кузнецовым. В 1944 году Галич переделывает её в киносценарий.
Но театральные цензоры нашли идею произведения опасной; в итоге — цензуру Мосреперткома пьеса не прошла, и всё ограничилось лишь её читками Галичем перед труппой нескольких театров. Все три детские пьесы-сказки («Северная сказка», «Улица мальчиков» и «Я умею делать чудеса») Галича к постановке допущены не были. Пьеса не была поставлена.
Походный марш, или за час до рассвета (1946 г.)
Пьеса (или «драматическая поэма в трех действиях», как указано на ее титульном листе) была написана в 1946 году, получила визу Главреперткома и принята А.Я.Таировым в Московский камерный театр. Однако постановка была запрещена, причиной стал донос назначенного политкомиссаром в Камерный театр драматурга Всеволода Вишневского. Пьеса поставлена лишь в 1956 году Н.П.Охлопковым.
Матросская тишина (1956 г.)
Пьеса «Матросская тишина» была задумана в конце войны и положена «в стол». В 1946 году пьеса состояла из трех актов, каждый из которых был привязан к конкретному историческому периоду: 1929, 1937 и 1944 годам. В 1956 году — добавился еще один акт, действие в котором происходит в мае 1955-го — в десятую годовщину победы над гитлеровской Германией.
Песни
Основной темой в песнях Галича была проблема проблемы, которые он ранее поднимал в своих произведениях: репрессии, цензура, еврейский вопрос, проблема отцов и детей. Язык был простым и понятным, автор нередко обращался к слушателям.
Песня «Леночка» (1969 г.)
Первый опыт Александра Галича в создании бардовской песни. Простая песня, не имеющая политической подоплеки, но противоречащая официальной правительственной эстетике того времени.
Композиция «Памяти Бориса Пастенака» (1977 г.)
В 1968 году Галич стал участником публичного концерта в рамках Новосибирского фестиваля авторской песни. Наряду с другими своими произведениями, певец исполнил композицию «Памяти Бориса Пастернака». Прошел месяц, и местная новосибирская газета выступила с публикацией, в которой опальный поэт подвергся порицанию общественности. Ему начали угрожать и запрещать исполнять песни собственного сочинения. Начались откровенные репрессии.
Сборник «Песни» (1969 г.)
Первый сборник произведений Александра Галича. Книга вышла из печати в «антисоветском» иностранном издательстве «Посев». Из за этого в 1971 году его исключают из членов Союза писателей СССР. Через год аналогичное положение сложилось с Литературным фондом и Союзом кинематографистов – Галича лишили членства этих сообществ. В 1974 году Галич эмигрировал.
Фильмы
В своих произведениях Галич неизменно отмечает плюсы советского уклада жизни, марксисткой идеологии и раскрывает прекрасные характеры советских людей.
«В степи» (1951 г.)
По мотивам повести Петра Павленко «Степное солнце» писатель создал сценарий фильма о трудовых буднях юных пионеров в колхозе. В 1951 году картина вышла под названием «В степи».
«Верные друзья» (1954 г.)
Успешный сценарий Галича, написанный в соавторстве с Константином Исаевым. Фильм с успехом прошел по кинотеатрам страны.
Это история о том, как два товарища окунули в реальную жизнь своего зазнавшегося друга. Повествование начинается с того, как на московской окраине три друга - мальчишки целыми днями пропадали на речке Яуза. Тогда они дали слово когда-нибудь встретиться и совершить путешествие на плоту по большой, настоящей реке. И вот теперь три уважаемых человека – хирург Чижов (Борис Чирков), зоотехник Лапин (Александр Борисов) и академик архитектуры Нестратов (Василий Меркурьев) – отправляются в отпуск по реке на простом рыбацком плоту.
«На семи ветрах» (1962 г.)
Сценарий писался Галичем и Ростоцким в расчете на Вячеслава Тихонова как исполнителя одной из двух главных ролей — роли капитана Суздалева. Но фильм, задуманный раньше «Баллады о солдате» и «Судьбы человека» (оба — 1959), был снят тремя годами позже (съёмки начались только в 1961) и когда он появился на экранах, то выглядел уже как своеобразное «повторение пройденного», несмотря на замечательную актерскую игру. Картина вышла на экраны 8 мая 1962 года и сразу же завоевала большую популярность.
«Государственный преступник» (1964 г.)
За сценарий фильма «Государственный преступник», который посвящен работе советских спецслужб в годы войны, Александр Аркадьевич получил грамоту КГБ СССР.
Картина о том, как после упорных поисков работникам органов безопасности удается найти и обезвредить опасного государственного преступника, повинного в гибели сотен людей в годы Великой Отечественной войны.
Смотрите также: