ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

      

 

     

    

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

«Несравненный художник жизни» к 165-летию со дня рождения писателя А. П. Чехова (1860 –1904)

 

 

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

 

Эти слова принадлежат выдающемуся русскому писателю, признанному мастеру коротких рассказов и глубоких психологических пьес, публицисту, врачу и благотворителю Антону Павловичу Чехову (1860-1904). Он был незаурядным художником слова, чей талант позволял ему создавать образы, которые жили своей собственной жизнью, выходя за рамки страниц книг. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом.

 

Чехов считается мастером короткого рассказа, где каждая деталь имеет значение, а каждое слово точно передает настроение и характер персонажей. Его пьесы, такие как «Вишнёвый сад», «Три сестры» и «Дядя Ваня», стали классикой мировой драматургии и продолжают ставиться на сценах театров по всему миру.

 

29 января отмечается 165-летний юбилей Антона Павловича Чехова, поэтому вспоминаем его жизнь и творчество. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

 

 

Биография

 

Антон Чехов появился на свет в многодетной семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, прежде чем стать купцом третьей гильдии в 1858 году, занимался перегоном быков из Воронежской губернии в Москву. У него и Евгении Морозовой было шестеро детей, среди которых Антон оказался третьим.

 

Антон Чехов в детстве
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/anton-chehov

 

 

Домашняя атмосфера в семье Чеховых отличалась строгостью: детям запрещалось праздно проводить время. Каждое утро в пять часов они вставали, чтобы петь в церковном хоре, а затем, после школьных занятий, помогать отцу в лавке. Каждый ребенок осваивал какое-то ремесло; например, Антон учился портняжному делу. Мать же прививала им уважение к окружающим, заботу о слабых, любовь к природе.

 

Образование Антон начал получать в 1868 году в таганрогской гимназии. Здесь он получил свое первое литературное прозвище — Чехонте, данное учителем. В возрасте 13 лет Чехов впервые посетил театр, где смотрел постановку оперетты французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Это событие пробудило в нем страсть к сцене и литературе.

 

В 1876 году дела отца Чехова пошли плохо, и вся семья переехала в Москву. Шестнадцатилетнему Антону, который еще заканчивал учебу в гимназии, пришлось остаться одному. Он занялся репетиторством, чтобы обеспечивать себя. В этот период Чехов много читал, писал заметки для гимназических изданий и посылал своим братьям в Москву статьи для журнала «Заика», описывая жизнь в Таганроге. Также именно тогда он создал свою первую пьесу — «Безотцовщина» и водевиль «Недаром курица пела».

 

Окончив гимназию в 1879 году, Чехов отправился в Москву, где присоединился к своей семье и начал заботиться о ней, зарабатывая на жизнь литературой. Его дебют в печати произошел в том же году: в декабрьском номере журнала «Стрекоза» вышли его рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.».

 

Тогда же Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Во время обучения он жил вместе с братом Иваном в подмосковном Воскресенске (ныне город Истра), где в 1881 году познакомился с руководителем местной земской больницы, доктором Павлом Архангельским. Еще будучи студентом, Чехов начал принимать пациентов, проходил практику и после завершения образования устроился работать уездным врачом. Летом 1884 года он занял пост заведующего Звенигородской больницей.


 

Творчество

 

 

Антон Чехов параллельно с учебой в университете активно занимался литературой. Он часто публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, а позже использовал такие псевдонимы, как «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» и другие — всего около полусотни вариантов.

 

Его работы появлялись в таких московских сатирических изданиях, как «Будильник», «Зритель», «Осколки», а также в «Петербургской газете», газете «Новое время» и «Русских ведомостях». В 1882 году Чехов закончил свой первый сборник рассказов под названием «Шалость», однако по финансовым причинам книга так и не была опубликована. Лишь в 1884 году вышел его дебютный сборник «Сказки Мельпомены».

 

К 1885 году Чехов стал известным писателем коротких рассказов. Однако его творческая карьера столкнулась с критикой со стороны Дмитрия Григоровича, который выразил недовольство тем, что молодой автор тратит свой талант впустую. Многие известные писатели и критики того времени разделяли это мнение.

 

Однако именно благодаря критике и издателю Алексею Суворину Чехов сумел полностью раскрыть свои способности. В журнале Суворина «Новое время», где Чехов начал работать, авторам предлагали достойные гонорары, при этом они не сталкивались с жесткими временными рамками или ограничениями по объему текстов. Это позволило Чехову создать некоторые из своих наиболее значимых произведений, среди которых «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие. В этот период зародился уникальный чеховский стиль короткого рассказа, ставший новым явлением в русской литературе. Кроме того, именно в «Новом времени» Чехов впервые начал подписываться своим настоящим именем.

 

В 1887 году в Московском театре Корша состоялась премьера пьесы Антона Чехова «Иванов». Реакция публики оказалась смешанной, но в целом постановка имела большой успех. Позже пьесу поставили и в одном из петербургских театров, немного изменив её. В 1888 году творчество Чехова было отмечено материально — он получил половину Пушкинской премии за сборник рассказов «В сумерках».

 

Премьера пьесы Антона Чехова «Иванов»

 

Чехову очень нравилось бывать в новых местах, и в конце 80-х годов он много путешествовал, особенно после того, как перестал публиковаться в юмористических журналах.

 

В 1890 году Антон Павлович решил отправиться на Сахалин, вдохновленный своими путешествиями по разным местам. Для этого ему пришлось пересечь всю Сибирь, и это путешествие подарило ему множество идей для творчества. Учитывая, что у него была чахотка, поездка далась ему нелегко. Тем не менее, полученные впечатления нашли отражение в цикле очерков «По Сибири» и книге, которая получила простое название — «Остров Сахалин».

 

 

В марте 1892 года Чехов приобрел имение в подмосковном Мелихове. Здесь он организовал медицинский пункт, построил три школы и колокольню, участвовал в прокладке шоссе и, конечно же, оказывал медицинскую помощь больным. Когда в Мелихово разразился голод, Чехов собирал средства для помощи нуждающимся, а во время эпидемии холеры работал санитарным врачом от земства, обслуживая участок, включавший 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.

 

Медицинская деятельность требовала больших затрат времени и сил, но именно в Мелихове Чехов создал свои самые знаменитые произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата № 6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около сорока важных работ. В августе 1895 года Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы встретиться с Львом Толстым. Граф Толстой относился к нему с уважением, высоко оценивал его творчество и считал Чехова «несравненным художником жизни».

 

В последние годы жизни здоровье Чехова ухудшилось из-за обострения туберкулеза, и врачи порекомендовали ему переехать в более теплый климат. Сначала он поселился в Ницце, затем переехал в Париж, а в сентябре 1898 года обосновался в Ялте. Там он построил себе дачу и активно участвовал в работе местного попечительства о приезжих больных.

 

В том же году Чехов познакомился с женщиной, которая вскоре стала его супругой, — актрисой Ольгой Книппер. Впервые он встретил ее на репетиции в Московском Художественном театре. Они поженились в 1901 году. Ольга была ведущей актрисой МХТ, поэтому ей редко удавалось надолго покидать Москву. Там находились и все близкие Чехова, его друзья и издатели, тогда как сам он продолжал жить в Ялте и трудиться над такими произведениями, как пьеса «Три сестры», рассказ «Дама с собачкой» и повесть «В овраге».

 

Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…» После чего писатель вновь лег спать — и уже не проснулся. Писателю было 44 года.

 

Антона Павловича Чехова похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.


 

Наследие

 

Бюст Чехова в Баденвайлера

 

Творческое наследие Антона Павловича Чехова занимает особое место в мировой литературе. Он существенно обогатил жанр короткого рассказа, привнеся в него глубокий психологический анализ и тонкие наблюдения. Герои Чехова, несмотря на простую сюжетную линию, открывают перед читателями сложные внутренние миры, наполненные сомнениями, разочарованиями и надеждами. Чехов стал одним из самых известных драматургов мира, а его пьесы – визитной карточкой русской драматургии.

 

Писатель мастерски создавал атмосферу и настроение, описывая природу, бытовые сцены и человеческие взаимоотношения. Эти описания передают ощущение реальности, делая его произведения живыми и доступными для восприятия.

 

Кроме того, Чехов умел говорить о серьезных вещах простым языком, избегая морализма и назидательности. Его способность видеть трагическое в обыденном и комическое в серьёзном продолжает привлекать внимание читателей и сегодня.

 

Эти качества сделали Чехова любимым автором не только в России, но и за пределами страны. Его пьесы до сих пор ставят на театральных сценах по всему миру, а рассказы остаются источником вдохновения для писателей и читателей разных поколений.