Прилежаева Мария Павловна
9 июня 1903 г -10 апреля 1989 г.
В 2018 году исполняется 115 лет со дня рождения
Прилежаева Мария Павловна— прозаик, публицист.
Из обедневших мелкопоместных дворян. Ее детство и юность пришлись на годы революции и становления советской власти в провинции. В своей автобиографической повести «Зеленая ветка мая» (1975) Прилежаева рассказала о детстве и гимназических впечатлениях в Александрове, о круге чтения (предпочитала Л. Чарскую), о причинах атеизма и политических симпатиях.
В 16 лет после окончания школы 2-й ступени стала учительницей «не по призванию» в сельце Петрищево Переяславского уезда Владимирской области. Позже получила педагогическое образование в педтехникуме г. Загорска Московской области (1922-1923 гг.) и во 2-м МГУ (1925-1929 гг.). Преподавала в Архангельске, подмосковных школах в Яхроме, Загорске и в Москве. Первые публикации Прилежаевой появились в журнале «Работник радио» (1936) и газете «Московский строитель» (1937) — рецензии на книги русских и зарубежных авторов (от Сервантеса до Барбюса, от Гоголя до И. Новикова). «И в голову не приходило, что стану когда-то писательницей». Но когда на финской войне погиб любимый ученик, то появилась, после 20 лет работы в школе, первая повесть «Этот год» (1941). Здесь обозначилась главная тема творчества — гражданское и духовное становление молодого поколения.
Школа дала Прилежаевой богатейший материал для будущих книг. Романтическое видение жизни позволяло ей избегать унылой назидательности в повестях «Семиклассницы» (1944), «Юность Маши Строговой» (1948), «С тобой товарищи» (1949), «Пушкинский вальс» (1961), «Третья Варя» (1963), «Осень» (1977), «Всего несколько дней» (1979).
Роман «Над Волгой» (1952) сама писательница считала неудачным, однако создание «схематического» конфликта, в центре которого должна быть борьба «хорошего с лучшим» или борьба сознательного героя с безответственным руководителем, соответствовало духу времени и определялось самой литературной ситуацией 1960-х годов. Своими учителями она считала Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. А. Блока, ценила у них чувство природы, часто сложный, всегда духовно богатый мир героев.
В середине 1950-х годов в творчество вошла новая тема — историко-революционная. Выполняя задание главного редактора «Детгиза» К. Ф. Тискунова, Прилежаева написала повесть «С берегов Медведицы» (1955) о детстве и юности М. И. Калинина. Знание эпохи не только по архивам и творческим командировкам, но и личное знакомство с участниками тех событий подтолкнуло создать произведения о В. И. Ленине и его соратниках. Этой теме она отдала 20 лет жизни, искренно считая, что воспитание подрастающего поколения на героике революции и благородных образах «пламенных революционеров» — задача детской литературы.
Повести «Начало» (1957), роман «Под северным небом» (1959), повести «Удивительный год» (1966), «Три недели покоя» (1967), «Жизнь Ленина» (1970) богаты событиями, описанием сцен рабочего заводского быта, студенческих кружков, подпольной борьбы.
За книгу «Жизнь Ленина» Прилежаева была удостоена Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1971) и премией Ленинского комсомола в области литературы, искусства (1983) за произведения для детей и юношества.
О своих современниках Прилежаева написала книгу «Дороги, дороги...» (1980). Свои мысли о жизни она изложила в очерках, тяготеющих к форме лирического дневника. Книга соединила начала общественные, гражданственные и личностные. Документальную ценность имеют воспоминания о К. А. Федине, В. Иванове, А. Мусатове, В. А. Любимовой, М. А. Рыбниковой, Л. А. Кассиле, Р. И. Фраермане. Выступления Прилежаевой по радио на этические темы неизменно вызывали живой отклик слушателей, большую почту.
В 1970-е годы ее произведения были экранизированы: телеспектакль «Пушкинский вальс» с музыкой Прокофьева, телефильмы: «Сиреневые облака», «Осенняя история».
Как старейшине советской литературы (членом Союза Писателей стала в 1945 г.) Прилежаева много помогала становлению молодых писателей: А. Алексина, М. Алексеева, А. Абдуллина, А. Лиханова и др. Все значимые явления литературы для юношества 1970-х годов она не оставляла незамеченными, пропагандируя их как рецензент в журнале «Литературная Россия», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «Детская литература», «Юность», «Москва». Последние годы Прилежаевой стали временем переосмысления прожитого: «Некоторые мои "идеалы" рухнули: Калинин, Лепешинская, Фотиева... Какое семидесятилетие прожила, хотя судьба меня миловала — ни лагерей, ни репрессий. Но страшно и горько, что поругана вера, и глупо, что так наивна эта вера была!»
Литература