ВЕРСИЯ ДЛЯ  СЛАБОВИДЯЩИХ

                      

Муниципальное бюджетное учреждение культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

      

 

     

    

 

 

 

 

Verification: fce8af05bb45524ca527a0e16957ed1b

Сибирские сето

 

МБУК «Партизанская МЦБ», сельская библиотека д. Хайдак, филиал 9
 
Значимые события последних лет в истории сибирских сето Библиографическое пособие
Автор: Галина Евсеева
Хайдак, 2021
 
Если посмотреть на карту Красноярского края, то вряд ли на ней найдешь населенный пункт с названием Хайдак. Малочисленна эта деревня с перспективой исчезновения. А живет здесь немногим более ста лет малочисленный народ под названием сето. Народ православный, но несет в себе до сих пор некоторую языческую обрядность. И причина этого в довольно позднем обращении в православие.
 
Историческая родина сето – Печерский район Псковской области и юго-восточная часть Эстонии. Сами сето территорию своего проживания называют Сетомаа (земля сето).
 
Не будем вдаваться в подробности возникновения народа сето, опираясь на две основные версии. В Сибирь сето отправились в начале прошлого века по одной причине: из-за нехватки земли на исторической родине. И здесь в холодной и суровой Сибири обрели новую родину и назвали ее Сибирской Сетомаа.
 
    А Хайдак со временем стали называть столицей сибирских сето, так как деревня – место наиболее компактного проживания этого народа. История нашей деревни, в общем, повторяет историю большинства русских деревень. Это дореволюционный индивидуальный крестьянский уклад жизни, коллективизация; война, унесшая жизни деревенских мужчин, совхозный период и сопровождающий его, к сожалению, умирание малых деревень и 90-ые, приведшие к еще большему оттоку населения в города, особенно молодых и неясная перспектива дальнейшего существования деревни. Но в этой длинной истории были и события, которые вселяли надежду и радость в сердца жителей деревни. На них и остановимся подробнее.
     
    Далекий 1915 год. В этот год Хайдак из деревни превратился в село, так как на видном месте деревни засверкали купола Троицкой церкви. Опираясь на воспоминания свидетелей этого события и архивные материалы достоверно знаем, что церковь была построена на государственные деньги, проектировщик церкви был выбран по конкурсу. Церковь была деревянная, и лес для нее заготавливали местные жители из богатой в те времена прилегающей тайги. Нашли двух лучших плотника, которые вырубали церковь. До самого закрытия в этой церкви венчали местных молодых сето и даже эстонцев, лютеран по вере; крестили детей и отпевали усопших. Вот отрывки из архивного материала о церкви:
     
    "Хайдакский Троицкий приход открыт в 1912 году. В приход входит 9 деревень: Хайдакская, Мало-Хайдакская, Сине-Хребетская ( ныне д. Булатновка), Средне-Манская, Умбажская, Кожелакская, Больше-Лугская, Карымская и Мало-Имбежская. Церковь в приходе одна, деревянная, построена в 1915 году с одним престолом во имя Святой Живоначальной Троицы. Летопись при церкви ведется с 1913 года. Молитвенный дом находится в частном доме. Штатный притч состоит из священника и псаломщика с жалованием 600 рублей священ. и 200 рублей псалом. Кружечных доходов за 1915 год получено 521 рублей31 копейка. Причтовые дома имеются новые, хорошо приспособленные для житья. Земли церковной 106 десятин, из них 30 десятин пахотной, 15 сенокосной, 35 десятин под лесом, 1 десятина усадебной и 25 десятин пустующей. Население: православных 1463 мужского пола и 1357 женского пола; лютеран 309 мужчин и 287 женщин и старообрядцев – беспоповцев 69 мужчин и 73 женщины. Население прихода составляют переселенцы из губерний Тульской, Орловской, Могилевской, Витебской и Псковской. Есть много эстонцев. Жители прихода занимаются исключительно земледелием..."
     
    Участь церкви оказалась печальной. В 1938 году ее закрыли, священник был репрессирован. Местные жители украдкой забрали иконы из церкви и сохранили до наших дней. Одна из них сейчас находится в местном музее сибирских сето. Долгое время здание церкви использовали как хранилище для зерна, ядохимикатов. В 1956 году здание церкви разобрали, перенесли в верхний конец деревни и построили из нее жилой дом. После закрытия церкви церковные обряды, крещение детей и похороны целиком легли на плечи деревенских жителей. Зачастую обязанности священника брал на себя кто-либо из жителей деревни. Во время войны и в последующий период эти обязанности часто выполняли женщины. Обряды проводились тайно.
     
    В 2000-м году Хайдаку исполнилось 100 лет. И в том году в освященном месте поставили большой крест с надеждой построить на этом месте церковь.
     
      Крест на месте будущей церкви
       
      Целых 20 лет крест сиротливо простоял, огороженный маленькой оградкой в живописном месте деревни. И только в 2020 году все случилось: церковь была построена. И засверкали купола над зеленой крышей, и цветы буйно зацвели в церковной оградке.
       
        Нынешняя Троицкая церковь в Хайдаке.
         
        Появлению церкви в нашей деревне без преувеличения мы обязаны местному жителю Антону Кайдановичу. Он стал инициатором и руководителем становлению храма. Низкий Вам поклон, Антон Станиславович, за благое дело. Церковь строилась на народные деньги. Многие, кто живет и ранее жил в Хайдаке, и другие неравнодушные люди жертвовали средства в разном количестве на строительство. В Крещенский сочельник 2021 года в Троицкой церкви д. Хайдака состоялось первое богослужение.
         
          Крещенский сочельник в д. Хайдак
           
          Мы не можем точно знать, какие чувства испытывали наши предки в далеком 1915 году. Можем только мысленно представить. Но это точно была хорошая история в жизни нашей деревни, как 105 лет назад, так и в нынешнее время.
           
          2001 год. В Хайдакской школе в одной из классных комнат открылся музей сибирских сето. Музей в такой маленькой деревне не просто редкость, а скорее исключение из правил. По прошествии времени оказалось, что музей стал первым значимым моментом возрождения самобытной культуры сето в Сибири. Предыстория музея такова. В 80-ые – 90-ые годы прошлого века этнограф из Эстонии Маре Пихо активно посещала сетоские деревни Красноярского края с научно-исследовательскими целями. В один из своих приездов М. Пихо подала идею создания музея в Хайдаке.  Миссию по реализации этой идеи взяла на себя учительница тогда еще существующей школы Галина Евсеева. Старшие ученики стали посещать пожилых людей деревни, которые еще помнили события прошлого и сохранили старинные предметы одежды и быта. Эти жители отдали будущему музею старые вещи, которые затем составили коллекцию музейных экспонатов. Многое из того, что удалось собрать и сохранить в музее могло оказаться безвозвратно утерянным. В апреле 2001 года музей был явлен местному населению.
           
           
            Музей сибирских сето в школе. 2001 год.
             
            С 2001 года по 2009 год музей находился в здании школы. На первых этапах существования музей заботился только о сохранении и пополнении коллекции экспонатов, проводил экскурсии. Затем рамки ее деятельности расширились.
             
            В 2005 году благодаря краевой грантовой программе « Социальное партнерство во имя развития» музей совместно с местным Домом культуры реализовал проект « Сибирские сето». В следующем году благодаря проекту «100 лет надежд и утрат» в рамках программы «100 классных проектов» Фонда Русала были сшиты костюмы для детской фольклорной группы « Куллэрь кук».
             
            В декабре 2007 года деревню посетила посол Эстонской Республики Марина Кальюранд. Посмотрев музей, посол пообещала оказать финансовую помощь музею. В 2009 году на денежные средства Эстонской республики был выкуплен отдельный добротный дом бывшего купца и впоследствии отремонтирован. Летом этого же года музей переместился новое помещение.
             
            22 августа 2009 года состоялось официальное открытие музея. На открытие музея специально приезжала атташе по культуре посольства Эстонии Хелене Тэдрэ. В своей пока краткой истории наш музей пережил очень значимое событие - это участие в 7-ой Красноярской биеннале « Чертеж Сибири». Инсталляция «Сетомаа. Возвращение мечты», которую придумал красноярский художник Виктор Сачивко, а дети Хайдака материализовали, оказалась с глубоким смыслом, с отражением извечной крестьянской мудрости. Эта работа получила Гран-при. Сейчас эта инсталляция навечно поселилась в нашем музее и неизменно вызывает восхищение у посетителей, особенно у детей.
             
             
              Инсталляция «Сетомаа. Возвращение мечты»
               
              Музей скромен наличием музейных экспонатов по сравнению с другими музеями. Но интересен по оформлению. В музее постоянно проводят интересные экскурсии для местных жителей и приезжих. Периодически появляются новые выставки, экспозиции. Ежегодно музей присоединяется к общероссийской акции «Музейная ночь». Музей непрерывно занимается исследовательской работой в пространстве культуры сибирских сето. Музеем создано три буклета о сибирских сето, написано несколько статей для местной газеты. Популярность музея сибирских сето растет: о нем известно не только за пределами края, но и страны. Музей тесно и плодотворно сотрудничает с музеями сетоской культуры не только Псковской области, но и с музеями Сетомаа Эстонии.
               
                Выставка на стене «Бесконечное повторение»
                 
                  Предметы быта крестьянина сето
                   
                  В настоящий момент главный акцент музей делает на работу с детьми: обучение сето языку, интенсивная деятельность фольклорной группы детей сето « Куллэрь кук», освоение традиционных сето ремесел. Ведь дети – это в будущем носители культуры народа сето. Бог нам в помощь!
                   
                    Дети – наша надежда
                     
                    Народ сето с момента упоминания о нем и вплоть до советской коллективизации был земледельцем, большим тружеником, глубоко верующим. Много и трудно работая на земле, сето строго соблюдали церковные праздники, гуляли на только им присущим праздниках. Если не хватало праздников, они их придумывали. В начале 90-х годов прошлого века в Эстонской Сетомаа придумали праздник «День королевства сето», который стал ежегодным и проводится в первый выходной августа. Этот праздник создан как прообраз фестиваля лесных финнов в северной Норвегии. Сибирские сето решили тоже у себя, а именно, в Хайдаке проводить этот праздник.
                     
                    2006 год стал годом нового значимого события в истории не только деревни, но и всех сибирских сето – начала празднования королевства сибирских сето. Два года подряд этот новый праздник проходил в Хайдаке. В этот день на въезде в деревню ставили шлагбаум, приезжие приобретали визы и пересекали границу королевства. Какое-то время гости праздника общались между собой, посещали музей, угощались национальной едой. Затем начиналось главное действо – выборы наместника короля. Король у сето один – Пеко, который по легенде спит в пещере Псково-Печерского монастыря и во сне передает через наместника свою волю народу сето. Перед выбором исполняется гимн народа сето, поднимают белый с красным скандинавским крестом флаг сето. На импровизированные троны (березовые чурки) встают претенденты на должность наместника. К кому выстроится самая длинная очередь, тому быть наместником короля целый год. Весь год наместник обязан опекать свой народ, заботиться и отстаивать его права. Как выразилась Маре Пихо: «Праздник королевства сето – это добрая игра для взрослых».
                     
                    Возможно. И все-таки это гораздо важнее и актуальнее, чем просто игра. Праздник в 2007 году посетил известный красноярский режиссёр - документалист Сергей Герасимов и создал фильм под названием « День королевства сето», который был показан на канале « Россия 1» в цикле «Непотерянный рай».
                     
                      Поднятие сетоского флага
                       
                        Праздник «Королевство сибирских сето». 2007г.
                         
                        После двух лет последовал трехлетний перерыв по причине отсутствия финансирования. В 2011 году праздник возобновили под названием « День сибирских сето», и теперь он стал ежегодным и более масштабным. С каждым годом растет количество посетителей праздника. Особенно День сибирских сето стал популярнее после посещения Хайдака сето из Эстонии. Эстонские сето стали украшением нашего праздника.
                         
                          Эстонские сето танцуют на празднике сибирских сето. 2017г.
                           
                            Наместник короля эстонских сето Арне Лейма
                             
                              Эстонские сето на празднике «День сибирских сето» 2017г.
                               
                              Дни сибирских сето в такой маленькой деревне – явление и событие очень важное, социально значимое и подающее надежду на существование этого малочисленного, но уникального своей самобытностью народа. В последние годы наблюдается еще одна очень обнадеживающая тенденция: возрастающий интерес молодых сибирских сето к своей культуре, что дает надежду на непрерывность культуры сето. Доказательством этому является то, что молодые сето начали шить себе национальные одежды, разучивать сетоские песни, осваивать национальные танцы. В конце августа 2020 года группа молодых сето участвовала в традиционном фестивале «Сетомаа. Семейные встречи» на исторической родине (фото ниже).
                               
                                Все это дает надежду на долгое существование нашего маленького, но уникального народа.
                                 
                                 
                                   
                                     
                                       
                                         
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

                                           

                                           

                                           

                                           

                                          Смотрите также: 

                                           

                                           - «Трасса мужества: Абакан – Тайшет»

                                           

                                          - «Тропой Партизанской памяти»

                                           

                                          - «Турнир, согревающий сердца или Турнир на Кубок Перовских партизан»