Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить
Обычная версия

 

                      

Муниципальное Бюджетное Учреждение Культуры            

«Партизанская межпоселенческая центральная библиотека»  

     

        

 

 

Поляки в Сибири

 

В конце XIX начале XX века в Сибирь в поисках лучшей жизни и свободных земель устремились и польские переселенцы - крестьяне. В 1986 году на территории Партизанского района появилось польское поселение под названием Конок. Активно деревня стала пополняться поляками в период Столыпинской аграрной реформы. Переселенцам по прибытии оказывалась большая помощь и льготы на "домообзаводство и заведение земледельческих орудий". Среди первых получателей таких пособий были П. Димитрюк, И. Мурзич, Л. Пронько, Б. Пивоварчик, Ф.Сарай, П. Сыроежко и другие.

 

В Сибири земли свободной было много. Брали ее польские крестьяне столько, сколько могли обработать. Ведь одним из направлений реформы предусматривалось повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян - домохозяев. В связи с этим, хозяйства в те годы в Конке были единоличными. Поэтому большая часть поляков жила хорошо. В 1911 году здесь насчитывалось 73 двора. Проживало 262 мужчины и 215 женщин. В деревне было три широких улицы и две заимки. Пекарня была хорошая. Сюда привозили печь хлеб даже из соседней Ивановки.   

 

Сразу после заселения новых участков переселенцы католического вероисповедания начали ходатайствовать о постройке католической церкви. Именно с этим явлением было связано появление в Конке католического костёла, так как поддерживать национальные и духовные традиции помогала полякам их вера. Ведь христианская католическая религия и язык для поляков - это основные, главные ценности. Религия определяла и определяет их национальную особенность - польскость, польский дух (поляки не терпят несвободы, насилия и лжи).

 

На своем сходе 31 августа 1900 года они высказали свою удрученность отсутствием поблизости храма и ксёндза. И постановили: из среды жителей избрать поверенным крестьянина Антона Шицко и просить его обратиться к его превосходительству Енисейскому губернатору с просьбой разрешить построить в д. Конок костел и выделить материальное пособие на его постройку.

 

Антон Шицко вместе с Игнатием Павловским отправляли прошения в канцелярии местных и центральных ведомств. Но получали отписки и отказы. После долгих мытарств и ожиданий, не получив поддержки от губернского правительства и казны, жители д. Конок сами возвели здесь в 1907 году католический костел. "Костёл строили всем миром," - вспоминала старейшая жительница деревни Сабина Модестовна Пивоварчик. На сходе жители договаривались о сборе денег, доставке леса и камня (оброк назначался на каждый двор), о найме мастеров - строителей, об участии в укладке сруба и других работах. Этот Римско-католический костел в начале XXI веке был занесен в перечень объектов историко-культурного наследия Красноярского края.

 

 

К 1926 году  в Конке уже насчитывалось 135 хозяйств и почти 700 жителей, костел, начальная школа, детский сад. Только три семьи было из Белоруссии. Остальные - поляки. В школе  и детском саду в это время язык был польским. Правительство Польши присылало в деревню учебники и методические пособия. Оказывало и другую помощь.

 

В 30-е годы  не обошла деревню поголовная коллективизация, и поляки объединились в колхоз им. Дзержинского. Одним из председателей колхоза стал А. Адаменок. До конца своих дней некоторые старожилы Конка так и не могли понять: почему всех тех, кто трудился от зари до зари раскулачили пролетарии?

 

Вспоминает Тамара Викторовна Петрулевич (Дерговец):

 

«У моего деда Антона Дерговца было 7 детей: Виктор, Антон, Павел, Бронислав, Эдуард, Фадей и Елена - Елена Антоновна Федорова (Дерговец). Она работала учителем начальных классов в Партизанской средней школе. Это была моя родная тетя. Дед Антон был зажиточным. Сеял пшеницу, сажал много картофеля. Имел своих лошадей, оборудование, на котором делали крахмал. Вот поэтому в семье деда сажали много картофеля. Крахмал продавали. Раз было  у деда 6 сыновей, то нужно было иметь 6 лошадей и столько же коров, чтобы, отделяя сыновей, когда они женятся, дарить каждому по лошади и корове. И дома еще каждому строили. Вот и работали от зари до зари. А когда деда раскулачили, то отдали все имущество бедным. Бабушка говорила: "Те, кому отдали наших коров и лошадей, быстро их съели  и снова, получается, стали бедными. Потому, что мы на заре уже выезжали в поля, а они еще спали...»

 

Валентина Ивановна Максимова (Пискунович) рассказывает:

 

«Мой дед, Пискунович Станислав, ехал в Сибирь по Столыпинской реформе. Место ему было обозначено в Саянском районе. Там бы он получил землю бесплатно. Но в Саянском районе ему не понравилось. И он переехал в Партизанский район, в Конок, где уже жил его двоюродный  брат. Фамилия у него была Пашкевич.

 

А раз дед переехал добровольно в другое место, то землю в Конке ему уже пришлось купить. У деда было три сына: Константин, Иван и Юлиан. Четверо мужчин в семье. Все делали сами. И не имели наемной рабочей силы. Только поэтому моего деда не раскулачили в 30-е годы. А жила семья деда зажиточно. По тем временам у них у первых в деревне появились на окнах шторы.

 

Сыновья с отцом сеяли и убирали пшеницу, растили скот, продавали мясо на ближайших базарах. Мой отец был Пискунович Иван. Он родился в 1902 году. Всю жизнь отработал в колхозе. У него была редкая специальность. Он вил веревки изо льна, которые для колхоза были так необходимы. Мой отец, к сожалению, уже давно умер...»

 

Валентина Ивановна продолжает вспоминать:

 

«Весь свой трудовой стаж заработали на разных работах в колхозе им. Дзержинского, а потом и в совхозе "50 лет Октября", наши деревенские женщины-труженицы: Кривошеева Юзефа, Пискунович Анна, Полешко Нелля, Рожко Юзефа и Мальвина, Сыроежко Анна и другие. Пололи турнепс и картофель, сортировали зерно на току, протравливали, затаривали в мешки, белили фермы, из силосных ям грузили силос, который развозился по фермам. Это был очень тяжелый труд. А после работы они торопились домой, где каждую из них ждали  дети".

 

1937 - 1938 годы опустошили деревню. В то время говорили, что на 150 дворов забрали 150 человек. Наталья Антоновна Тимофеева (Дерговец) в своих воспоминаниях говорит: "С 1892 по 1898 годы приехали в Конок два брата - Иосиф и Игнат Дерговцы из д.Голынки Светельского района Гродненской области, что недалеко от г.Волховыска (50 км. от Польши). Они стали рубить лиственницы и строить себе дома.

 

Сын Иосифа Дерговца - Михаил Дерговец - мой прадед, был арестован в июне 1937 года и расстрелян. Были арестованы Дерговцы Игнат и Сидор. Арестованы и не вернулись два брата Петрулевичи, Павел Пивоварчик и его сын Виктор Павлович. Виктор Павлович отсидел 10 лет и вернулся только после Великой Отечественной войны без одной руки. Отсидев 10 лет, вернулся в деревню Иван Маркович Пронько.

 

Александр Викентьевич Руцинский, приехавший  в Конок в конце 20-х годов, работал учителем, затем заведовал школой. Он женился на дочери моего прадеда Зузанне Михайловне Дерговец. А родители Александра Викентьевича жили в Варшаве. Они стали приглашать молодую семью к себе в гости. В январе 1936 года его мама прислала сыну письмо, в котором говорила, что отправила молодым на дорогу 5 тысяч рублей и 40 долларов. Через два дня к Руцинским в дом пришли работники милиции, все перевернули, забрали письмо матери, фотоаппарат и арестовали Александра Викентьевича. Поначалу от него приходили письма из Красноярской тюрьмы, а потом перестали приходить. По сообщению УКГБ по Красноярскому краю его арестовали по статье 058-10 Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет, и погиб он в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере 20.09.1937 года.

 

В эти же годы по этой же статье был арестован и учитель, а потом ставший директором Вершино-Рыбинской школы,  Виктор Антонович Полешко. Из лагеря он не вернулся... Многие семьи арестованных  были сосланы из д. Конок в северную Хакасию (п. Шира и Июс)»

 

Вспоминает Мария Полунина:

 

«И женская, и мужская половина семьи по линии моей матери проживала в д. Конок. История семьи по линии моей бабушки (мамы моей мамы) для меня начинается с прапрадеда. К сожалению, я знаю только его имя – Игнат Дерговец. Его сын (мой прадед) Сидор (Изидор) Игнатьевич Дерговец родился в Гродненской губернии в 1875 году. Впоследствии он переехал в д. Конок. Его супруга – Бронислава Пивоварчик была из многодетной семьи. В семье, кроме Брониславы, были и другие дети: Викентий, Павел, Виктория, Каролина и другие. У Сидора и Брониславы было 7 детей: Адольф Сидорович родился в 1907 г. в д. Конок. Он женился на Любови Васильевне Жук. У них родилась дочь Бронислава. Есть внуки - Анатолий и Владимир. Адольф Сидорович работал охранником завода огнеупоров. Был арестован 20.02.1938 года. Обвинялся во вредительстве по заданию контрреволюционной организации. 16.05.1938 года приговорен Комиссией НКВД и Прокурора СССР к высшей мере наказания. Расстрелян 19.06.1938 года.  Посмертно реабилитирован 19.05.1959 года; Митковская (Дерговец) Ганнефа Сидоровна, дата рождения и смерти ее мне не известна.

 

Ее супруг – Митковский Эдуард. Их дети - Бронислав, Евгения; Дерговец Бронислав Сидорович (1913 – 1995 г.г.). Работал механизатором в колхозе им. Дзержинского. В  годы Великой Отечественной войны  воевал под Москвой (1941-1943 г.г.). Его супруга – Дерговец (Пронько) Эмилия Ивановна. Их дети - Антонина, Елена, Бронислава, Евгения; Дерговец Станислав Сидорович. Другая информация о нем мне тоже не известна; Дерговец Ядвига Сидоровна родилась в 1918 году.  Умерла 15 июня 2008 года. Ее супруг – Донзан  Ватта (Иван) Донзанович. Дети - Валентина, Раиса. Внуки -  Вадим и Тамара; Дерговец Виктор Сидорович (дата рождения и смерти мне тоже не известна). Супруга - Мария. Дочь - Светлана. Внуки - Виктор, Сергей, Екатерина; Пронько (Дерговец) Мария Сидоровна (13.07.1925 – 15.10.2000). Супруг - Пронько Виктор Владимирович (31.08.1918 – 31.03.2000 г.г.). Дети - Тамара, Раиса, Галина, Анатолий. Внуки - Марина, Сергей, Мария (то есть, я). Сидор Игнатьевич Дерговец был арестован 19.09.1937 г. по обвинению в шпионской деятельности. 11.12.1937 года приговорен Комиссией НКВД и Прокурора СССР к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 24.12.1937 года. Реабилитирован Сидор Игнатьевич посмертно 28.03.1957 года.

 

История семьи по линии моего дедушки (отца моей мамы) такова. Мой прадед - Пронько Владимир Михайлович. Его супругой была Пронько (Слишин) Бригитта Николаевна. У них было  тоже 7 детей: Шицко (Пронько) Мария Владимировна, Пронько Иван Владимирович, Пронько Флерьян Владимирович, Пронько Виталий Владимирович, Пронько Виктор Владимирович (мой дед), Пронько Антон Владимирович и Пронько Осип Владимирович. Вот такая была большая семья!

 

Мои бабушка и дедушка - Пронько (Дерговец) Мария Сидоровна и Пронько Виктор Владимирович - познакомились в д.Конок, поженились в 1946 году. Ей был 21 год, а ему - 28 лет. Это был союз очень разных людей: бабушка была очень скромная, справедливая, с достоинством переносила беды и несчастья, умела дружить и всегда была готова поддержать своих близких. В свое время она закончила 7 классов. В течение всей жизни с удовольствием читала книги о войне, детективы и книги о различных приключениях. Дед был мастеровым, умел работать с механизмами. Балагур и шутник, он любил преувеличить имевшее место в действительности, но рассказывал потрясающе интересные сказки, которыми я заслушивалась в детстве. Из Конка они переехали в г.Норильск, где дедушка трудился в годы войны, за что в 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945». Бабушка занималась воспитанием 4-х детей и работала сторожем на киностудии г.Норильска. По выходу на пенсию они вернулись в Партизанский район и обосновались в с.Вершино-Рыбное, в котором прожили оставшуюся часть своей жизни.

 

Представляю себе мою бабулю, которая,  узнав о задумке написать о ней и  о дедушке в газете, рассмеялась бы, махнула рукой и сказала бы: "Да ну вас! Придумали тоже!". Но, на самом деле, ей было бы приятно, как и деду. 
Их нет уже 19 лет, ушли в 2000 году с разницей в полгода. Но они живы для нас, пока мы их помним...
»

 

«У нас была очень красивая деревня», - вспоминает Раиса Ивановна Петрулевич (Пронько), - «улицы в ней были широкие. И была заимка. И вода у нас была родниковая. Жили все дружно. На нашей улице жили Митковские Виктор и Александра,  Крот Виктор и Екатерина, Шицко Никита и Ольга, Лой Стас и Берта, Петрулевич Иван и Анна. Это были мои свекровь и свекр. Мы ведь с Петрулевичами жили рядом. И я вышла замуж за их сына Ивана.

 

Молодежи в 60-е годы было в деревне много. Клуб был и танцы были.

 

Ученики Конокской школы в 60-е годы прошлого века. 

 

А у моих родителей было нас 10 детей. Все мы выросли просто хорошими людьми. Нашей маме присвоено звание "Мать - героиня". Она работала дояркой. Звали ее Степанида Антоновна. Отец - Иван Владимирович. Он работал в совхозе " 50 лет Октября" кузнецом»

 

В историю Партизанского района эта богатая историческими событиями, трудовыми достижениями маленькая польская, но сибирская, деревенька  вошла еще и потому, что 15 августа 1993 года встречала гостей из самой Польши! Тогда проходил большой краевой праздник "День польской деревни". Сколько волнений и переживаний довелось пережить всем: администрации Партизанского района, районному отделу культуры и кино, администрации Ивановского сельсовета и коллективу Ивановской средней школы! А уж какая ответственность легла на плечи жителей этой деревни  - не высказать! Ведь в гости в Конок пожаловали сам консул Польской республики Марчин  Крулак, советник по финансовым вопросам польского посольства Эдмунд Циховски, настоятель католической церкви по Красноярскому краю, настоятель прихода Преображения Господня г. Красноярска  отец Антоний Бадура, представитель польского культурного общества Красноярья  Бронислав Завадский и начальник Комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края Геннадий Рукша.  

               

То праздничное мероприятие запомнилось всем его участникам надолго. День удался. Светило солнце. В обширной культурной программе принимали участие вокальные, хореографические и фольклорные коллективы из г. Красноярска, Уярского, Рыбинского, Саянского, Ирбейского и Партизанского районов. За два месяца до его проведения шла подготовка к приему гостей. На сходе жителей д. Конок обсудили, что необходимо сделать, чтобы праздник прошел на высоком уровне. А сделать предстояло многое: подготовить подъезд к деревне, сделать сценическую площадку, воссоздать польскую крестьянскую усадьбу и другое.

 

И вот наступил тот долгожданный день. Конокцы встречали высоких польских гостей хлебом - солью. Пану Крулаку, как и подобает, вручили каравай домашней выпечки. Он, конечно же, выступил перед собравшимися со словами огромной благодарности за такой теплый и радушный прием  и с тревогой говорил о тех поляках, которые ветрами судеб разбросаны по огромному Красноярскому краю.

 

Кроме польских гостей на празднике тогда присутствовали: Иван Гавриленко и Павел  Тумаков - заместители главы района, глава Ивановского сельсовета Людмила Чувашова, заведующая отделом культуры и кино Ирина Журавлева,   директор АО "Ивановское" Леонид Тимонин, директор  МП "Партизанский угольный разрез" Юрий Афонин, директор Ивановской средней школы Николай Якушенко и учителя Ивановской школы,  работники Ивановского сельского Дома культуры, Партизанской центральной библиотеки и многие, многие другие.

 

Как и подобает на сибирских праздниках, вскоре начались дружеские объятия, рукопожатия, поцелуи. А иначе и быть не могло! Ведь люди съехались на это мероприятие с чистым сердцем и открытой душой.

 

Выбрав минутку, гости посетили деревенское кладбище, зашли в давно уже не действующий костел, который и в таком состоянии заставлял вошедших в него восхититься творением рук человеческих. Построенный из здорового листвяга, он бы простоял еще многие лета, так как строился основательно, с  верой и надеждой  на то, что сохранится вера отцов и дедов.

 

Затем гости пошли в оформленную по традиции польскую избу. Отец Антоний прочитал молитву на польском языке. И на родном языке еще долго читали молитвы, пели песни со слезами на глазах. Ведь в этот день поляки, живущие в Конке, имели возможность пообщаться с живыми носителями польского языка. Это, пожалуй, был самый трогательный момент праздника.

 

Сколько ни длилось восторженное начало, однако праздничный августовский день подходил к концу. При расставании то и дело слышалась польская речь, такая  забытая уже в здешних местах. И такая желанная для местных жителей. Радость встречи сменилась тревогой разлуки. Доведется ли когда еще встретиться в таком составе? Прозвучали слова расставания: "До зобачения, панове"! Долго потом еще жители деревни благодарили за этот праздник его организаторов и гордились тем, что  праздник  такого высокого уровня прошел в  их маленькой деревушке. А организаторы праздника выражали слова благодарности жителям деревни за радушный прием столь высоких гостей, особо отметив роль двух женщин -  Феликсы Дерговец и Марии Крот.

 

Встретиться снова в Конке все же довелось еще раз 30 июня 2001 года. Деревня отмечала свой 105-летний юбилей. По традиции праздник проводился по инициативе администрации района и Ивановской сельской администрации.  На опустевшую с годами деревню, жителей в то время в Конке осталось всего 8 человек. Их всех усадили на скамеечку рядом. И чествовали. Гостей было столько, что "яблоку негде было упасть!" И снова были именитые гости из Красноярска. По традиции их здесь также встретили хлебом-солью. Радость юбилейного торжества на этот раз с конокцами приехали разделить: представитель духовенства Римско-католического прихода Красноярского края отец Евгений Спырка (поляк по национальности), сестры милосердия Екатерина и Мария из Америки, писатель Николай Гайдук, член союза писателей России, краевед Нелли Лалетина, член национально-культурной автономии Дом польский Галина Мищенко,  заместитель председателя Дома польского Ирина Калашникова, редактор польской газеты "Пшиязнь" Нина Горбачева, члены национально-культурной автономии Наталья и Валентина Залесские. Ведущими праздника  были Раиса Ходос и Галина Николаева. Глава сельсовета Михаил Коршин открыл торжественное мероприятие. Юбилярам дарили подарки, кто что мог, их поздравляли, вручали почетные грамоты Иосифу Иосифовичу Мурзичу, Якову Фадеевичу Сараю, Юзефе Петровне Димитрюк, Сабине Павловне Адаменок, Феликсе Михайловне Дерговец и другим  за труд, вложенный в развитие района, совхоза "50 лет Октября". Пели, плясали. Насмешила всех стихотворением собственного сочинения Евдокия Макаровна Васильева! Особые слова благодарности прозвучали в адрес Феликсы Михайловны Дерговец, оказавшей и на этот раз большую помощь в организации и проведении праздника. Проживавшие в Конке до 2007 года жители избрали  Феликсу Михайловну старостой за ее беспокойную душу, переживания, активность и деятельность. Бывало запрягала она свою лошадь, ехала в Ивановку по делам в сельсовет, а заодно покупала хлеб и продукты для своих деревенских жителей и развозила тем, кто их заказывал, так как магазина в Конке тогда уже не было. Помнят многие жители Феликсу Михайловну за ее "золотые руки". Ведь она шила хорошие вещи, а в их числе платья и блузки, многим женщинам своей деревни, д.Ивановки и других населенных пунктов района. И даже от женщин из г.Красноярска поступали к ней заказы. Вот такая она, оказывается, была мастерица! Долгих Вам лет, дорогая Феликса Михайловна, в полном здравии, в окружении дорогих и близких Вам людей!

 

К сожалению, это был последний праздник деревни. В 2007 году от зажженной спички,  брошенной человеком с целью выжечь сухую траву,   сгорела деревня дотла. Сгорел и памятник культурного наследия Красноярского края - Римско-католический костел...

 

Давно уже нет деревни. Лишь ветер бродит по опустевшему месту, где когда-то она была, жили люди, бегали и смеялись дети. Всюду - тоска и печаль.  Да и "люди вовек не  войдут Богу в храме святом помолиться." Но есть замечательные стихи самобытного поэта о своей малой родине, уроженца д. Конок, нашего земляка Виктора Полешко. В них - дух любимой деревни, деревенские образы. И есть деревенское кладбище, к которому ежегодно 29 июня, в Петров день по католическому календарю, съезжаются дети, внуки и правнуки тех, кто покоится здесь, где сохранились еще огромные кресты предков, не имеющие надписей. Здесь царят покой и умиротворение. Кладбище ухожено потомками тех, кто основал эту горсточку земли, ставшую польской в далекой Сибири. Вместе с ними сюда ежегодно из Красноярска приезжает польский священник - ксёнз. В этом умиротворенном уголке читают молитвы на родном языке, вспоминают усопших. Чтят память о них. Ведь сибирские поляки - они особенные. В них ярко выражены польские черты характера, переплетенные с сибирским душевным теплом, радушием, искренностью. Этих людей можно встретить  только в сибирской глубинке.

 

Сегодня молодое поколение поляков удивляется, как это их далекие предки умели в глухой тайге находить такие удивительно красивые места  для проживания? И с великим сожалением спрашивают: "Неужели этой земле больше никто ладу не даст? И зачем ее разрабатывали наши деды и прадеды, строили на ней дома, создавали семьи, жили и умирали?"

 

Много имен партизанских поляков названо мною в этой статье. Однако всех  вспомнить просто невозможно. Они были, основали эту деревню, жили в Конке, учились в Конокской, Ивановской и Вершино-Рыбинской школах, трудились в колхозе им. Дзержинского и в совхозе "50 лет Октября". Прочитав статью, читатели вспомнят их лица, взгрустнут или улыбнутся. И это хорошо. Ведь польский философ Т. Котарбиньский сказал: "Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего".  

 

В ходе подготовки статьи были частично использованы материалы Красноярского общества "Мемориал",  некоторые факты из статьи учителя Ивановской школы  Ольги Беляевой, опубликованной в районной газете "Вместе с вами" 8 января 2010 года под названием "Поляки в Сибири - Конок", а также воспоминания уроженцев д. Конок, их детей, внуков и правнуков. Благодарю всех, кто поделился со мною своими семейными историческими фактами.

 

 

 

 

< На главную                                          Следующая страница: «Белорусы» >

 

 

 

 

Смотрите также: 

 

- «Населенные пункты Партизанского района»

 

- Исчезнувшие деревни Партизанского района: воспоминания жителей деревень

 

- Их именами названы улицы